Содержание:
- Цели создания и оси звукового покрытия
- Время задержки звука акустической системы
- Стерео или моно?
- Проблемы покрытия специфических площадок
- Где заказать звуковое покрытие?
Концертная акустика – это запутанный вопрос, на который нет однозначного ответа. Звуковое покрытие помогает улучшить качество звучания, которое доносится до аудитории зала. Несмотря на одну цель покрытия, существует несколько подходов к созданию концертной акустики. Формулы расчета правильного расположения акустических систем помогают добиться успеха. Учитывается форма зала, наличие стен, высота потолка и другие факторы. Создание качественной акустики часто сравнивают с целым искусством, так как специалист должен знать учитывать множество нюансов, использовать в каждом случае индивидуальный подход.
Цели создания и оси звукового покрытия
Основная цель создания звукового покрытия в концертном зале – поддерживать уровень на 6 дБ в любой зоне помещения. Не требуется покрытие всего зала, подлежат проработке только те зоны, где будет размещен слушатель. Например, при установке звукового покрытия в барах или кафе требуется создать акустику только в конкретной области помещения. Плотное покрытие может быть там, где изначально площадка проектировалась под живые выступления. Если требуется создать акустику в зале, который не предназначен для выступлений, плотность покрытия будет ниже. Во время создания качественной акустики залов принимают во внимание две оси:
- Вертикальное покрытие (в глубину).
Вертикальную ось принято считать ведущей. Она позволяет найти идеальный баланс между расстоянием слушателя от колонок и выдаваемой громкостью. Чем дальше находятся колонки от аудитории, тем легче создается равномерное сбалансированное покрытие. Это правило работает в том случае, если в помещении много пространства, а техника с хорошей мощностью.
- Горизонтальное покрытие (по ширине).
Создавая качественное звуковое покрытие по горизонтальной оси обращают внимание на охват зала. В этом случае избегаются «горячие точки», которые образуют наложение сигналов в центре помещения. Как правило, в центре зала создаются наложения, которые превышают уровень звука всего на 3 дБ. Для устранения «горячей точки» используют кластеры. В теории звучит сложно, но создать равномерное покрытие в данной оси несложно. Важно соблюдать равномерность, чтобы аудитория слышала близкую к идеалу звуковую композицию.
Использование дополнительных систем
Другой способ добиться плотного вертикального покрытия – использовать дополнительные динамики или линейные массивы. Линейные акустические системы устанавливают сбоку сцены, они создают плотный направленный звук. Массивы состоят из нескольких небольших динамиков, они гарантируют более узкую направленность звука. Акустическая система дальнего действия – это второй основной динамик (чаще всего находится в центре кластера), который устанавливается под немного другим углом и покрывает заднюю часть помещения. Преимущества использования дополнительных систем:
- более плотный и точный звук;
- возможность индивидуальной настройки звукового покрытия в зале;
- неограниченные возможности по установке дополнительных систем;
- создается узконаправленное звучание.
Даже с использованием дополнительных систем не всегда удается равномерно охватить всю территорию концертного зала. В помещениях с балконами и открытыми площадками (на открытом воздухе) следует использовать тыловые колонки. Тыловые колонки бывают разных форм.
Время задержки звука акустической системы
Расположение нескольких колонок в разных зонах помещения требует обязательной задержки звука. Задерживается звук у ближайших к слушателям колонок. Время достижения звука с основных и дополнительных систем будет одинаковым, а значит и звучание будет равномерным. Расчет задержки проводится по такой формуле:
Ds = X/C*1000
- X – расстояние до основной акустической системы (измеряется в метрах).
- C – скорость звука (измеряется в м/с).
- Ds – задержка (измеряется в миллисекундах).
Настраивая задержку, специалисты могут внедрить несколько звуковых эффектов, которые положительно сказываются на акустике. Например, при настройке времени задержки тыловых систем можно добиться эффекта Хааса. Эффект создается задержкой на несколько миллисекунд. Слушатели будут думать, что весь звук исходит исключительно из центральной акустической системы.
Стерео или моно?
Стереосигнал может очень сильно отличаться в разных зонах помещения. Если звук инструмента сводиться в одну сторону, то слушатели в другой части зала его попросту не услышат. Стереозвук используют для прослушивания музыки в наушниках, но это не лучший вариант для концертной акустики. В домашних условиях стереозвук воспринимается как обычное явление, но в помещениях для живых концертов – это не лучший вариант. В случае выступлений отдается предпочтение монозвучанию. Основные отличия много и стереозвука:
- моносигнал идет строго по центру;
- стерео имеет два канала, данные могут в каналах отличаться;
- стереосигнал имитирует нахождение звука в конкретной стороне;
- монокомпозиции в сегодняшних условиях практически не встречаются.
Также, чем больше создано разделений для стереосигнала, тем больше может возникать проблем со звуком в зале. Именно разделения создают феномен гребенчатой фильтрации. При возникновении этого феномена определенные частоты повышаются или понижаются в значительном размере, при этом движение по залу будет сопровождаться изменением этих уровней в бесконтрольном порядке. Если стерео не является важной часть для шоу в конкретном концертном зале, то лучше отдать предпочтение монозвучанию.
Отдаление от источника звучания
Создать ровное покрытие можно изменяя угол наклона колонки. Каждая колонка должна покрывать ближнюю зону концертного зала не менее чем на половину. Мощность прямого звучания аудиосистем снижается вполовину (на 6 дБ) при отдалении от источника звучания. Когда расстояние от колонки удваивается, то мощность делится на 2. Звуковые отражения позволяют сбалансировать это явление, но закон обратных квадратов обязательно учитывается при проектировке и установке звукового покрытия.
Проблемы покрытия специфических площадок
Каждый концертный зал имеет свои особенности. В ночном клубе просто не будет возможности установить дополнительные линейные массивы. На открытых площадках также есть свои нюансы. Отличие помещений:
- Открытые площадки.
Большое количество реверберации может «скомкать» звук, сделать его мутным. Полное отсутствие также скажется на качестве звукового покрытия. Но как быть, если открытые зоны чаще всего не имеют реверберации? Есть специальное оборудование, но и с ним связаны некоторые сложности. Эффект реверберации встроенный в оборудование может заглушить инструменты и вокал. Невозможно получить плотное покрытие и хорошую громкость. Вместо того чтобы добавлять множество динамиков к основной акустической системе, лучше использовать дополнительные задние динамики с задержкой.
- Закрытые территории.
Реверберации можно полностью убрать звукопоглощением. После правильной расстановки систем звукопоглощения остается только разместить большое количество колонок по всему залу. Размещение их в разных местах будет гарантировать качество и плотность звука. Есть помещения, которые изначально проектировались под живые выступления. В таких залах подготовка проводиться иначе. Даже в профессиональных помещениях для живого звука задача звукового покрытия состоит в том, чтобы уравновесить прямой сигнал и эхо. В небольших помещениях с низкими потолками требуется усиления вокала относительно слушателей, которые расположены близко к сцене. Этого можно добиться комбинированием ближнего звука и центральной колонки. Центральная колонка может регулироваться, устанавливаться выше или ниже.
Где заказать звуковое покрытие?
Можно создать надежное звуковое покрытие даже если ограниченный бюджет. У нас вы найдете большой выбор акустических систем, сценических мониторов, линейных массивов, сабвуферов и другого необходимого оборудования. Преимущество заказа профессиональной установки заключается в том, что вы сможете послушать разные варианты покрытия и заметить разницу. Специалисты компании не только помогут выбрать подходящее оборудование, но и бесплатно выедут на объект для проведения необходимых расчетов. Основное преимущество сервиса – индивидуальный подход.
Независимо от места установки звукового покрытия, создание качественной акустики – это больше искусство, чем наука. Установить акустическую систему – это лучшее решение, если планируется работа со звуком. Например, проведение концертов, дискотек, собраний и много другого. Опытные специалисты могут создать разные варианты покрытия, чтобы у клиента была возможность оценить качество. Если вам нужна акустическая система для активного проведения мероприятий в концертных залах – вы попали в правильное место!