Представленная информация предназначена для того, чтобы каждый пользователь или заказчик понимал, какие ключевые факторы влияют на правильное и эффективное техническое оборудование учебной аудитории (для более 50 человек). Будучи заказчиком, вы сможете все заранее обдумать, учесть все необходимые детали и затем предоставить интегратору мультимедийных решений четкое ТЗ по наполнению и работе будущего комплекса.
Что представляет собой учебная аудитория?
Учебная аудитория или лекционный зал - это помещение, подготовленное и оборудованное в соответствии с нормами для проведения образовательных мероприятий или академических заседаний, конференций с большим количеством участников.
Вот некоторые архитектурные и строительные требования и рекомендации, которым необходимо следовать при составлении проекта аудитории.
Вместимость аудитории, мест | Норма площади на одно место (не менее) м2 |
---|---|
1 | 2 |
12-15 | 2,5 |
25 | 2,2 |
60 - 75 | 1,5 |
св. 75 до 100 | 1,3 |
св. 100 до 150 | 1,2 |
от 150 до 350 | 1,1 |
более 350 | 1,0 |
12 - 15 (с обучающими и контролирующими машинами) | 3,0 |
св. 50-100 (с обратной связью) | 1,8 |
Театральная аудитория на 200 - 300 мест | 1,8 |
- Для аудиторий, оборудованных аудиовизуальными средствами и вмещающих от 50 до 75 человек, высота потолков должна быть не менее 3,6 метров.
- Планировка помещения должна предусматривать естественное боковое освещение слева.
- Для обеспечения хорошей обзорности в аудиториях с вместимостью до 90 человек допустим горизонтальный пол. В больших аудиториях расположение мест должно происходить амфитеатром, без подиума.
- Минимальная ширина стола составляет 55см на одного студента.
- Расстояние от экрана до первого ряда должно быть как минимум 3 метра. Это число учитывает место между столом преподавателя и передним рядом студентов для удобного прохода. Тем не менее, необходимо учитывать, что расстояние от экрана до первого ряда зрителей должно быть не меньше 1.4 его высоты. Это объясняется особенностями зрения человека.
- Высота изображения на проекционном экране (при передаче видеосигнала с форматом кадра 4:3, 16:10 и 16:9), согласно стандартам, должна быть не менее 0,18 расстояния до последнего ряда мест. Значение 0,14 считается абсолютным пределом.
- Расстояние от экрана или доски, расположенных в передней части аудитории, до спинки последнего ряда (максимально возможная длина аудитории) - не более 20 метров.
- Расстояние между интерактивной или меловой доской и преподавательским столом - не менее 1 метра. Высота нижнего края меловой или интерактивной доски от пола - не менее 90 см, верхнего края - не более 230 см.
- Аудитории вместимостью более 100 человек должны иметь два аварийных выхода.
Зачем оснащать лекционные залы мультимедийными устройствами и специальной мебелью?
Оснащение учебных аудиторий AV-техникой нужно для::
- Хорошей слышимости преподавателя и видимости его материалов, и наоборот, преподавателю должно быть легко излагать учебный материал через систему усиления звука без чрезмерного повышения голоса.
- Удобной записи лекций.
- Создания интерактивной и увлекательной среды для максимального вовлечения студентов
- Облегчения и повышение эффективности работы преподавателя с использованием современных методов изложения материала, которые не могут быть успешно реализованы с помощью обычной доски или плакатов
- Демонстрации преподавателем различных предметов, проведение опытов, демонстрация приемов, технических устройств, которые могут быть слишком малы или громоздки, опасны или требуют специального оборудования для работы
- Возможность трансляции лекции, исследовательской работы или другого мероприятия в локальную сеть или интернет для группы студентов на удаленке.
- Запись лекции приглашенного ученого или эксперта для дальнейшего использования в образовательном процессе
- Проведения в большой аудитории не только лекций, но и различных мероприятий (например, защит диссертаций, научных конференций, торжественных собраний, концертов, показов фильмов и т.д.)
- Повышения имиджа учебного заведения как инновационного и технологичного.
Компоненты современного AV-комплекса для учебных аудиторий
Комплекс оборудования может включать в себя средства отображения информации, такие как: мультимедийный видеопроектор с проекционным экраном, интерактивную доску, интерактивный дисплей, большие LCD-дисплеи, видеостену.
Эти средства можно использовать как по отдельности, так и вместе в разных комбинациях. Например, они могут создать полиэкранное пространство, на которое будут работать сразу несколько проекторов, или же иметь в длинной аудитории интерактивную доску и большой экран, дублирующий работу преподавателя за доской. К ним также относятся дополнительные мониторы, которые могут быть расположены перед аудиторией
В состав технического оборудования также входят устройства для громкого воспроизведения звука, такие как конференц-системы, стационарные или радиомикрофоны, звуковой микшер, устройства для подавления акустической обратной связи, усилители мощности и настенные или потолочные акустические системы. Воспроизведение звука может быть как простым - монофоническим, так и сложным - обеспечивающим объемное окружающее звучание для систем 5.1 или 7.1, предназначенных для аудиторий и актовых залов, где проводятся общественные мероприятия.
Помимо аудио- и видеотехники, в набор входят источники программ, включающие стационарный компьютер, ноутбук или планшет, используемый преподавателем, документ-камера, универсальный сетевой мультимедиаплеер, Blu-ray- и DVD-плееры и т. п.
Дополнительной опцией может быть PTZ-камера, позволяющая демонстрировать докладчика крупным планом независимо от его местоположения - за кафедрой или около доски. Система может использовать несколько камер для показа не только преподавателя, но и присутствующих на обсуждении членов президиума, студентов и других участников.
Применение указанного оборудования требует обеспечения коммутации сигналов изображения и звука, управления ими с помощью компьютера преподавателя или его ассистента. Необходимы коммутаторы, контрольные мониторы для преподавателей и операторов.
В завершение списка мультимедийного оборудования, необходимого для функционирования лекционной аудитории, требуется подключение к локальной сети образовательного учреждения или интернету для организации трансляций аудио- и видеоматериалов.
Из необходимой функциональной мебели следует выделить такие элементы, как трибуна лектора, демонстрационный стол, стол преподавателя, пульт оператора-ассистента и столы и стулья для студентов.
Помещение может быть оборудовано традиционной доской для мела или маркера, которая является незаменимым инструментом для учебного процесса и может использоваться в рамках классического метода преподавания.
Для быстрой и простой настройки установленного оборудования используются системы управления, включающие управление аудио- и видеоаппаратурой, освещением, климатическими условиями, шторами, окнами, электрическими приборами, моторизированными устройствами и другими механизмами.
Помимо оборудования, в число аудиовизуальных элементов могут входить дополнительные приспособления, например, крепежи или подвесы для мультимедийных проекторов, плоских дисплеев, аудиосистем и камер видеонаблюдения, шкафчики-стойки для аппаратуры (рэки), декоративные элементы передней зоны аудитории и прочие.