Благодаря качественно построенным онлайн-трансляциям, любой университет получает возможность изменить формат традиционных лекций кардинальным образом. Студенты и школьники получают доступ к учебному материалу на постоянной основе. Но для этого требуется специальное оборудование, а именно – потоковая техника.
Для чего используется потоковая техника
- для проведения лекций в дистанционном формате;
- трансляция спортивных состязаний и других зрелищных мероприятий;
- ознакомление выпускников школ с тонкостями студенческой жизни;
- обучение в дистанционном формате.
Как можно перейти на онлайн-трансляции
Когда вы узнаете, какая именно техника понадобится для этой цели – это уже половина дела. В таком случае руководству заведения будет проще и быстрее совершить покупку.
В стандартном варианте оборудование состоит из следующих элементов:
- поворотной PTZ камеры с функцией наклона и зуммирования;
- микрофона;
- настольной или потолочной документ-камеры;
- медиа-процессора (необходим для обработки и кодирования информации);
- презентационной системы (помогает выполнить беспроводное и безопасное подключение).
Подробнее о каждом
Инструменты для передачи аудио и видео
Для этих целей используются камеры и микрофоны. Однако эти устройства отличаются от стандартных моделей. Главным требованием к ним является то, что они должны быть способными передавать не только голос ректора в аудитории, но и голоса студентов, которые находятся в аудитории. Это важно. К примеру, если во время занятия студенты задают лектору вопросы, зрители онлайн-трансляции должны слышать и их, а не только ответы преподавателя. Это позволит им лучше разобраться в тонкостях занятия и усвоить для себя необходимую информацию в полном объеме.
Да и сами камеры должны полностью передавать картину в аудитории. Возможно, лектор, подойдя к студенту, показывает ему особенности обращения с тем или иным оборудованием. Зрителям это также важно видеть. Ведь в противном случае они не смогут этому научиться.
В этом вопросе помогают PTZ-камеры и автономные микрофоны, которые пристегиваются к одежде преподавателя. Стационарные вариации оборудования подходят только в том случае, если лекция проводится с кафедры и передвижение преподаватели по аудитории не предусмотрены планом занятия.
Средства обработки материала
Для того, чтобы зрители по достоинству оценили материал и усвоили его от преподавателя требуется передавать информацию в необычном ключе. При этом она должна быть полезна заявленной аудитории. Если камера будет постоянно направлена на одну и ту же точку, зрители быстро начнут скучать. В идеале у людей, которые смотрят трансляцию, должна присутствовать возможность переключаться между несколькими разными камерами. Это позволяет подробнее ознакомиться с тем или иным моментом, а в дальнейшем зрительно объединить изображение в одну картину.
Частью итоговой трансляции может стать и презентация, включенная в занятие. Если зрители будут смотреть ее не с камер, а так, как она выглядит на компьютере у преподавателя, это облегчит восприятие материала и сделает его более полезным.
Кодировка
Для того чтобы качественно подготовить видео и аудиоматериал, следует использовать энкодеры. Это позволит вести трансляцию с нескольких камер одновременно. Кроме того, у преподавателя появляется возможность транслировать отдельные документы и изображения крупным планом. Но для этого оборудование должно быть оснащено достаточным количеством входов.
Доступ к трансляции можно установить в нескольких вариантах. Например, зритель сможет посмотреть видео, только зайдя на официальную страничку университета. Или оно будет сразу выкладываться на определенный канал в YouTube. Еще один вариант – трансляция в социальные сети. Но он используется редко, т.к. целевая аудитория в основном находится на других ресурсах интернета.
Оборудование для записи и управления материалом
Если онлайн-трансляция по тем или иным причинам невозможна, следует просто записать материал. Этот способ имеет свои достоинства. Например, ознакомиться с контентом потенциальные зрители могут в любой удобный для них момент, а не только непосредственно в часы лекций. Такой способ подходит для большинства дистанционных курсов, где зрители совмещают обучение и работу. Технически это также возможно. Ведь многие энкодеры позволяют не только транслировать видео и аудио, но и записывать его.
Для управления контентом используются системы CMS. Благодаря им потенциальные слушатели также получают доступ к материалу в любое удобное для них время. Эти же системы позволяют установить конкретный путь к выложенному материалу (например, через страничку университета или личный аккаунт преподавателя).
Большинство лекторов используют для своих трансляций аппаратные медиа-процессоры. Такие устройства отличаются своей функциональностью и доступностью. Они способны изменить уровень онлайн-вещания в лучшую сторону.